суботу, 19 травня 2018 р.

Можно ли в Украине вести эффективный бизнес с родственниками и близкими друзьями?


В данной статье-рассуждении я не хочу ничего утверждать. В ней я просто делюсь с вами своими наблюдениями и предположениями, а в ответ, в комментариях, хотел бы услышать ваши мнения и узнать о вашем собственном опыте в данном вопросе.

Я не просто так употребил в заголовке слово "эффективный". Я знаю, что у нас в стране отлично работают родственные и дружеские связи в тех отраслях "бизнеса" (в кавычках), где можно "эффективно распилить" бюджетные средства. Также близкие люди могут вместе трудиться в крупном бизнесе, имеющем большую "инерцию", которая сглаживает отрицательный эффект, возникающий обычно от совместной деятельности родственников.

Однако, мой собственный 20-летний опыт в бизнесе и наблюдения за многими знакомыми бизнесменами, которые пытались строить на равных либо взять в свой бизнес родственников, кумовьев и школьных друзей, привел меня к выводу, что в силу какой-то загадочной особенности украинского менталитета, более вероятно, что подобные попытки потерпят неудачу, нежели завершатся успехом.

Ни в коем случае не хочу, чтоб данные размышления были истолкованы как мои сомнения в европейском пути украинцев. В данном аспекте я исключительно за то, чтоб в Украине бизнес можно было вести так, как в Европе. Но...

Я не знаток европейского бизнеса, но, насколько мне известно, в Европе большинство бизнеса, имеющего историю во многие десятилетия или даже столетия, является именно семейным. Родственные связи считаются самыми надежными. Родственникам доверяют самое ценное и дорогое. На ключевые посты в большой компании стараются также расставить родственников. И эта система успешно работает веками!

У нас же почему-то все работает с точностью до наоборот. Когда более предприимчивый бизнесмен привлекает в свой бизнес менее предприимчивого родственника, то он, обычно, представляет себе, что родство заставит того работать честнее, лучше и с большей отдачей. Это - положительные ожидания. Впрочем, иногда бывают и отрицательные: некоторые считают, что родственникам можно платить меньшую зарплату и давать меньше льгот. Ведь они же на то и родственники, чтоб поддерживать твой бизнес чуть ли не бескорыстно.

Но вот сотрудники и партнеры-родственники часто имеют совершенно противоположные ожидания. Они думают, что им, как родственникам, полагаются дополнительные льготы и бОльшая зарплата. А вот делать свою работу они вполне могут хуже и в меньшем объеме. Ведь не станут же придираться и много требовать с родственников. Даже если речь не идет о родственниках в паре "начальник-подчиненный" или "хозяин-работник", а всего лишь о рекомендации родственника, уже работающего в некой компании родственнику, желающему занять примерно равную должность. Рекомендующий думает, что получит коллегу, который поможет и поддержит в трудный момент, а рекомендуемый, наоборот, уверен, что он может смело "косячить", поскольку у него есть протекция. Таким образом вместо ожидаемого синергетического эффекта, бизнес наоборот страдает и часто, - весьма серьезно.

Я не утверждаю, что описанное мной происходит повсеместно. Но, к сожалению, подобных отрицательных примеров родственного бизнеса мне встречалось намного больше и чаще, чем единичные положительные случаи.

Посему из вышеописанного я делаю неутешительный вывод о том, что привлекать родственников или близких друзей к совместному бизнесу или брать их в свой бизнес в Украине скорее противопоказано, чем желательно. Гораздо более надежнее искать партнеров и сотрудников исключительно со стороны, ориентируясь не на мифическую "надежность родственных уз", а принципиально на их деловые и личностные качества. Разумеется, это не исключает их тщательной проверки службой безопасности компании, если таковая, конечно, имеется у вас в наличии.

Уважаемые друзья и коллеги! А что вы думаете по этому поводу?

Немає коментарів:

Дописати коментар